Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины

Оглавление

Ранние фрески Успенского собора Московского Кремля как памятник русской культуры 80-х годов XV в.

1 Среди современных исследователей только В. И. Антонова датирует эти фрески 1514 г. (См.: Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. I. М., 1963, с. 330); В. Н. Лазарев полагал, что первые росписи в Успенском соборе появились сразу же после постройки здания (в 1479 г.) и до создания иконостаса Дионисием и его товарищами в 1481 г. (Лазарев В. Н. Дионисий и его школа.- В кн.: История русского искусства. Т. III. М., 1955, с. 489); М. А. Орлова считает вероятным появление фресок Похвальского придела Успенского собора до написания иконостаса в 1481 г. (Орлова М. А. Фрески Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.- В кн.: Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980, с. 306).

2 Подобедова О. И. Изучение русской средневековой монументальной живописи.- В кн.: Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVIII вв., с. 20.

3 Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII-XV веков. Т. I. M., 1961, с. 175-176, 319; Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. М., 1966, с. 10; 3онова О. В. Об идейно-историческом содержании группы ранних фресок Успенского собора.- В кн.: Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования, вып. 1. М., 1973, с. 71, 72.

4 ПСРЛ, т. VII, с. 200; т. X, с. 190; т. XX, с. 177; т. XXIII, с. 102; т. XXV, с. 168.

5 Зонова О. В. Об идейно-историческом содержании группы ранних фресок Успенского собора, с. 67.

6 ПСРЛ, т, XXV, с. 169.

7 Рыбаков Б. А. Идейные основы русской культуры конца XV века.- В кн.: Успенскому собору Московского Кремля 500 лет. Тезисы научной конференции (4-6 сентября 1979 года). М., 1979, с. 10.

8 Шеляпина Н. С. К истории изучения Успенского собора Московского Кремля.- Советская археология, 1972, № 1, с. 208.

9 ПСРЛ, т. XXV, с. 294.

10 Эта легенда зафиксирована в надписи XIX в., которая выгравирована на медной доске, помещенной под иконой. М. М. Постникова-Лосева считает, что надпись XIX столетия воспроизводит более древний текст, который имелся на окладе иконы (Постникова-Лосева М. М. К вопросу об отражении византийской художественной культуры в золотом и серебряном деле древней Руси.- Византийский временник. Т. XXX. М., 1969, с. 235).

11 ПСРЛ, т. XXV, с. 275-276.

12 Михельсон Т. Н. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста. - ТОДРЛ, т. 22. М.-Л., 1966, с. 151.

13 ПСРЛ, т. XXI, 2-я пол., с. 564.

14 Подобедова О. И. Изучение русской средневековой монументальной живописи, с. 23-25.

15 3онова О. В. Об исторической преемственности сюжетного состава росписей Успенского собора Московского Кремля.- В кн.: Московский Кремль - древнейшая сокровищница памятников истории и искусства. Тезисы научной конференции, посвященной 425-летию Оружейной палаты (22-24 ноября 1972 года). М., 1972, с. 41-42.

16 Казакова Н. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века. М.-Л., 1955. Приложение, с. 299-305.

17 Развернутую характеристику Вассиана Рыло см.: Кудрявцев И. М. "Послание на Угру" Вассиана Рыло как памятник публицистики XV века.- ТОДРЛ, т. 8, 1951, с. 158-186.

18 Николаева Т. Н. Произведения мелкой пластики XIII-XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960, с. 63.

19 ПСРЛ, т. XX, 1-я пол., ч. 1, с. 347.

20 Шахматов А. А. Ермолинская летопись и Ростовский владычный свод. - Изв. ОРЯС, 1904, т. IV, кн. 1, с. 422, прим. 3.

21 Б. М. Клосс и В. Д. Назаров предполагают, что повесть о нашествии Ахмета, равно как и рассказ о строительстве Успенского собора, вошедшие во Львовскую и Софийскую II летописи, принадлежит лицу из круга кремлевского соборного духовенства (Клосс Б. М. и Назаров В. Д. О происхождении оригинальных известий о строительстве Успенского собора в составе свода 1518 г. Доклад, прочитанный в музеях Кремля 29 октября 1980 г.)

22 Подобедова О. И. Изучение русской средневековой монументальной живописи, с. 24.