Цивилизации древней Америки
Ацтеки
Империя Ацтеков

Ацтекская империя, как и большинство европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей.
Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Народ пурепеча (Purepecha), единственный народ, одержавший победу над ацтеками, был главным источником медных топоров.
Основным управленческим вкладом ацтеков, однако, стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Мезоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно это было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.
Империя ацтеков породила самый крупный демографический взрыв в Мезоамерике: население увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.
Самого важного чиновника правительства Теночтитлана обычно называли ацтекским императором (The Aztec Emperor). С языка науатль титул Уэй Тлатоани (Huey Tlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор»; тлатоке (tlatoque, «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть Уэй Тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени Ауицотля аналогом титула можно считать «император», но, как и в Священной Римской Империи, титул не передавался по наследству.
C 1397 по 1487 гг. империю возглавлял Тлакаэлель (Tlahcaelel с науатль — «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани (tlahtoani), но предпочёл остаться в тени циновки ягуара. Тлакаэлель был племянником тлатоани Ицкоатля (Itzcoatl) и братом Чимальпопоки (Chimalpopoca) и Мотекусомы Ильуикамина (Motecuhzoma Ilhuicamina) и носил титул «Сиуакоатль» (Cihuacoatl, в честь богини, эквивалент советника); как написано в рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая “цветочных войн” и установление (а вот это уже явное преувеличение) постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу [2]. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи, когда пришел Кортес.