Цивилизации древней Америки

Ацтеки

Ацтеки

Инки

Майя

Ацтекское общество
Жертвоприношения
Империя Ацтеков
Каннибализм
Легенды и традиции
Питание
Поэзия
Развлечения, игры, обучение
Доинский период
Империя Инков
Империя и культура
Испанское господство
Налоги
Новое государство
Падение Инков
Первые Инки
Религия, архитектура
В джунглях Южной Америки
Краткая характеристика
Несостоявшиеся цивилизации
Финикийцы нового света
Хребет “древного царства”

Империя Ацтеков

Ацтеки

Ацтекская империя, как и большинство европейских империй, была весьма разнообразна  этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система  управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей.

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают  устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля  велась даже с вражескими городами. Народ пурепеча (Purepecha), единственный народ,  одержавший победу над ацтеками, был главным источником медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков, однако, стала система коммуникаций между  завоеванными городами. В Мезоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных  средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно это было частью дани. За  дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку;  путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15  километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие  ацтеков в курсе последних событий.

Империя ацтеков породила самый крупный демографический взрыв в Мезоамерике: население  увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана обычно называли ацтекским  императором (The Aztec Emperor). С языка науатль титул Уэй Тлатоани (Huey Tlahtoani)  переводится примерно как «Великий Оратор»; тлатоке (tlatoque, «ораторы») являлись  аристократией, высшим классом общества. Власть Уэй Тлатоани росла с возвышением  Теночтитлана. Ко времени Ауицотля аналогом титула можно считать «император», но, как и  в Священной Римской Империи, титул не передавался по наследству.

C 1397 по 1487 гг. империю возглавлял Тлакаэлель (Tlahcaelel с науатль — «отважное  сердце»). Он мог стать тлатоани (tlahtoani), но предпочёл остаться в тени циновки  ягуара. Тлакаэлель был племянником тлатоани Ицкоатля (Itzcoatl) и братом Чимальпопоки  (Chimalpopoca) и Мотекусомы Ильуикамина (Motecuhzoma Ilhuicamina) и носил титул  «Сиуакоатль» (Cihuacoatl, в честь богини, эквивалент советника); как написано в  рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это  был жёсткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь  большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков.  Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на  один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же  подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая “цветочных войн” и  установление (а вот это уже явное преувеличение) постоянных человеческих  жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу [2]. Эти  установления послужили скорейшему падению ацтекской империи, когда пришел Кортес.