Цивилизации древней Америки

Ацтеки

Ацтеки

Инки

Майя

Ацтекское общество
Жертвоприношения
Империя Ацтеков
Каннибализм
Легенды и традиции
Питание
Поэзия
Развлечения, игры, обучение
Доинский период
Империя Инков
Империя и культура
Испанское господство
Налоги
Новое государство
Падение Инков
Первые Инки
Религия, архитектура
В джунглях Южной Америки
Краткая характеристика
Несостоявшиеся цивилизации
Финикийцы нового света
Хребет “древного царства”

Развлечения, игры, обучение

Ацтеки

Развлечения и игры
Несмотря на то, что можно было пить пульке (pulque), сброженный напиток с невысоким  содержанием алкоголя, ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего  возраста; нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это  был тлачтли (tlachtli), ацтекский вариант древней мезоамериканской игры улама. В эту  игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли  «олли» (olli), откуда происходит испанское «уле» (исп. hule), означающее резину.

В ацтекских городах обычно были два специальных комплекса для этой игры. Игроки могли  бить по мячу бедрами; целью игры было пробросить мяч сквозь каменное кольцо.  Удачливому игроку, умудрявшемуся это сделать, давалось право забрать одеяла публики,  поэтому победа сопровождалась беготней публики с криками и смехом. Люди делали ставки  на результаты игры. Бедняки могли ставить свою еду, пилли могли ставить свои  богатства, текутли (tecutli, собственники) могли поставить на кон своих наложниц или  даже города, а те, у кого ничего не было, ставили свою свободу и рисковали стать  рабами.

Ритуальная игра в мяч оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана  команды победителей (по некоторым источникам ? капитана и игроков команды  проигравших).

Обучение
До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное  предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли (huehuetlatolli)  («пословицы стариков»), которое передавало морально-этические идеалы ацтеков.  Существовали реплики и поговорки на каждый случай; были слова для приветствия рождения  ребенка и слова прощания при смерти. Отцы напоминали дочерям быть очень  привлекательными, но не использовать косметику, чтобы не выглядеть, как ауиани  (ahuiani). Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он  окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и  трудолюбивыми.

Юноши шли в школу с 15 лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В  тепочкалли (tepochсalli) обучали истории, религии, военному искусству, а также  торговле или ремеслу (крестьянскому или мастеровому). В кальмекак (calmecaс), куда в  основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров (тлактоков),  жрецов, ученых/учителей (tlatimini) и писцов (tlacuilo). Они обучались ритуалам,  грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в телпочкалли, боевым искусствам.

Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения — холодные бани утром, тяжелая  работа, физические наказания, кровопускание шипами и испытания на выносливость — с  целью формировать мужественный народ.

Информация о том, была ли школа кальмекак предназначена только для сыновей и дочерей  пилли, противоречива; некоторые источники говорят, что они могли выбирать, где будут  обучаться. Вполне возможно, что обычный народ предпочитал тепочкалли, так как воину  было легче возвышаться, используя свои воинские способности; образование жреца или  тлакуило (tlacuilo) не давало быстрого карьерного роста.

Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили читать или писать.

Также существовали две альтернативы для тех, у кого были способности. Одних отправляли  в дом песен и танцев, а других — для игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий  статус.